Час общения.
В мире профессий
Цель: расширить представление детей о мире профессий, о профессиональном самоопределении
Задачи: формировать позитивную оценку людей с активной жизненной позицией,
побуждать детей к самостоятельному и ответственному выбору профессии, к активной позиции на рынке труда, к определению целей и приоритетов в своей жизни, к самопознанию, к саморазвитию; воспитать негативное отношение к пассивности, карьеризму, потребительскому отношению жизни.
Форма проведения: час общения
Подготовительная работа:
1. Вводная часть.
Ребята, я чувствую радость оттого, что мы снова с вами встретились. И я говорю вам:
Здравствуйте все те, кто настроен участвовать в нашем кругу друзей!
Звучит песня Каждый выбирает для себя
Нам всегда приходится делать выбор: покупаем ли мы одежду, пищу, выбираем ли друзей, мероприятия на вечер, книги. Какой-то выбор дается нам проще, какой-то сложнее.
Скоро вы получите первый документ об образовании. Для кого-то этот документ станет билетом в самостоятельную жизнь. Средние учебные заведения, училища, работа – такие маршруты ждут тех, кто уже сделал свой выбор. А для остальных будет ещё два года, чтобы подумать, а выбрать есть из чего – в мире более 55 тысяч профессий. Сегодня мы будем говорить об этом.
Основная часть
I . Практический блок
1. Подбери примеры профессий.
Чтобы человеку легче было ориентироваться в мире профессий, учёные разделили их на 5 типов в зависимости от предмета труда
Человек – природа
Человек - техника
Человек – человек
Человек – знаковая система
Человек – художественный образ
Задание
На ваших партах лежат символы этих типов – вы должны угадать свой символ и подобрать как можно больше примеров профессий определённого типа
Как в капле воды можно увидеть море, так и в любом рукотворном предмете можно увидеть профессии людей, чей труд вложен в это предмет. Как узнать, какие профессии сейчас нужны?
2. Найди профессии
Задание
Составьте список профессий, которые нужны для изготовления таких предметов:
Школьная парта
Здание школы
Школьный учебник
Хлеб
Джинсы
Какие профессии повторяются? Водитель, инженер, техник, конструктор, электрик и т.д.
О чём это говорит? На них есть спрос
Можно сказать, любая рукотворная вещь, которая нас окружает – это результат труда многих людей разных профессий. И пока мы пользуемся партами, учебниками, хлебом и другими вещами, эти профессии нужны.
3. Оцени профессии
В 18 веке известный русский историк и государственный деятель Василий Никитич Татищев предложил такое распределение профессий:
Нужные – учитель, врач, экономист, юрист
Полезные – профессии, связанные с сельским хозяйством, математик
Щегольские или увеселяющие – профессии, связанные с литературой и искусством
Тщетные – алхимик и астролог
Вредительские – экстрасенс
Задание
Интересно, какие современные профессии вы бы сегодня отнесли к полезным, нужным, увеселяющим, тщетным и вредительским
Мнение учащихся
Переход
Пресс-конференция «Профессии, которые мы выбираем»
Познакомимся с выбором ваших одноклассников
В пресс-конференции участвуют журналисты, гости и ведущий
(К доске выходят дети, которые будут рассказывать о выбранных профессиях.)
Ведущий. Здравствуйте, господа. Тема сегодняшней пресс конференции - выбор профессии. У нас в гостях люди, которые сделали этот нелегкий выбор. Знакомьтесь (представляет «гостей»).
На пресс-конференции присутствуют корреспонденты российских и зарубежных газет, радио и телевидения - все, кого затрагиваем эта животрепещущая тема. В начале пресс-конференции я даю слово гостям. Прошу кратко рассказать о выбранной профессии.
(«Гости» по очереди высказываются.)
Все наши гости выступили, и мы переходим к вопросам. Просьба, задавая вопрос, называть свое имя и издание. Первый вопрос, корреспондент журнала «Молоток».
(«Журналисты» поднимают руки, ждут приглашения ведущего, встают, называют свое имя, фамилию, издание и задают вопрос кому-то из гостей.)
Примерные вопросы «журналистов»:
1. Почему ты выбрал именно эту профессию?
2. Кто влиял на твой выбор?
З.Это дело тебе по плечу?
4. Какие качества характера нужны для этой профессии?
5. Есть ли у тебя способности для выбранной профессии?
6. Пользуется ли спросом эта профессия на рынке труда?
7. Полезна ли эта профессия для общества?
8. Где можно обучиться этой профессии?
9. Где ты будешь работать?
10. Много ли будешь получать?
11. Не жалеешь ли, что уходишь из школы?
12. Родители поддерживают твой выбор?
13. Собираешься ли ты продолжать образование в институте?
14. Какой карьерный рост может быть в этой профессии?
15. Есть ли у тебя запасной вариант? Запасная профессия?
Ведущий. Пресс-конференция подходит к концу. Наши гости дали исчерпывающие ответы на все вопросы журналистов. Но у нас остался еще один гость, «темная лошадка». До сих пор он только загадочно молчал, а теперь хочет дать всем вам дельный совет. Слушаем его.
«Темная лошадка». Нет, пацаны. Где вы нашли такие профессии? На них надо учиться, учиться, учиться, а потом еще и работать, работать, работать… Вот я свой выбор сделал прямо по схеме «хочу-
могу-надо». Хочу быть веб-дизайнером, потому что не знаю, что это такое, могу быть провизором (провизию разную обожаю), а надо мне, пацаны, оказывается, идти в кинологи. И это я прочитал в своем профессиональном гороскопе. Раз надо, пацаны, значит, надо. Профессия
нужная, а главное – полезная. Сиди и смотри себе кино с утра до вечера. Так что, пацаны, никого не слушайте. Изучайте гороскопы!
Ведущий. Спасибо нашему уважаемому гостю. Может быть, кто-то хочет прокомментировать этот дельный совет? Кто такой веб-дизайнер? Что делает провизор с провизией? Должен ли кинолог смотреть кино с утра и до вечера? И нужно ли выбирать профессию по гороскопу?
Примерные комментарии:
- Веб-дизайнер - это специалист по созданию Интернет-сайтов.
- Провизор - специалист по производству, хранению и продаже лекарств.
- Кинолог - это специалист по размножению, выращиванию и воспитанию собак разных пород.
- Выбирать профессию по гороскопу нельзя. Это неправильно, ненаучно, безответственно и просто глупо. Недаром ещё в XVIII в. астрологию «тщетной, напрасной» наукой.
Ведущий. Пресс-конференция закончена. Спасибо всем за вопросы. До новых встреч.
Рефлексия
Есть в русском языке хорошее выражение - «найти себя». Как вы его понимаете?
Примерные ответы детей:
- Узнать себя, открыть в себе таланты, способности, дарования.
- Узнать, что тебе нравится, чем хочешь заниматься.
- Найти применение своим талантам.
- Найти свое призвание.
Классный руководитель. Найти себя - значит понять свое призвание, назначение, определить свои интересы, склонности. Как вы думаете, можно ли сделать это быстро, допустим, в день окончания
'школы? (Дети высказывают свои мнения.}
Действительно, поиски себя - это длительный процесс. И он может продолжаться всю жизнь. Однако в какой-то момент приходится сделать выбор. Если ты не знаешь, чего хочешь, берись за любое дело и делай его с максимальной отдачей. А в труде обязательно найдешь себя и свое счастье. Об этом говорил и великий русский педагог Ушинский.
Проблемы ,связанные с выбором профессии
Можно выделить две основные группы причин и затруднений при выборе профиля и профессионального самоопределения.
Неадекватное отношение к различным обстоятельствам выбора:
1).Отношение к выбору профессии по модели преуспевающего специалиста. Учащиеся часто, выбирая профессию, ориентируются сразу на высшую квалификацию. Педагогу и родителям важно довести до сознания учеников, что к этому ведет многоступенчатая лестница трудовых занятий, и, потому, естественно начинать восхождение с нижних ступеней. Важно нацелить учеников не на конкретную профессию, а на суть профессионального становления.
2). Низкий социальный статус профессии проявляется в том, что ряд профессий, важных для общества, считаются недостойными, неприятными.
3).Выбор профессии под прямым или косвенным влиянием товарищей (за компанию, чтобы не
отстать). Только познав свои способности, склонности, возможности их развития, собрав информацию о профессии, следует лично сделать выбор.
4). Перенос отношения к человеку-профессионалу иной профессии - на саму профессию. Необходимо нацелить подростков, что, прежде всего, надо учитывать специфику труда, а не обосновывать свой выбор личной симпатией к конкретному представителю той или иной профессии.
5). Увлечение только внешней или какой-нибудь частной стороной профессии. Важно научить
ученика проникать за зримые явления ( или, наоборот, за кажущуюся незримость) профессии, взыскивать ( усилием мысли и путем направленного поиска нужной информации) существенные стороны повседневного труда профессионала. Это даст возможность действительно обрести веские доводы «за» и «против» при выборе именно этой профессии.
Недостатки знаний, опыта, информированности о существенных состояниях выбора:
6). Отождествление школьного учебного предмета с профессией (или плохое различение этих
реальностей). За каждым учебным предметом стоит не одна, а много самых различных профессий; одни из них непосредственно связаны с учебной дисциплиной, другие менее тесно, и на это необходимо обратить внимание учеников.
7). Устарелые представления о характере труда в сфере материального производства. Механизация и автоматизация производства, внедрение поточных линий, станков с числовым программным управлением приводит к тому, что меняется характер труда во многих профессиях. За старым названием обычно скрывается совершенно новый тип и характер профессионального труда. Поэтому необходимо, чтобы школьники знали именно о современном облике профессии, ее технической эволюции.
8). Незнание или недооценка своих физических особенностей, недостатков, существенных при выборе профессии. Практически все выпускники учреждений интернатного типа имеют выраженные медицинские противопоказания. Медицинские противопоказания часто имеют системный характер. В связи со слабой общеобразовательной подготовкой, социальной незрелостью многие выпускники ориентируются на получение профессии в учебном заведении начального профессионального образования, для поступления в которые идет жесткий отбор абитуриентов по состоянию здоровья. Таким образом, построение профессионально-образовательного плана выпускников происходит с учетом множества медицинских ограничений;
9). Неумение разобраться, отсутствие привычки, разбираться в своих личных качествах (способностях, склонностях и т.д.).
10). Незнание основных действий, операций и их порядка при решении вопроса о выборе профессии, особенностях труда профессионала.
11). Неумение связать тот или иной профиль с конкретными профессиями.
1. Как выбрать профессию
Хорошо, когда проблема выбора профессии тревожит — это означает социальную и психологическую зрелость молодого человека. Хуже, если ему пока все равно: мама за ручку отведет в юридический институт (потому что тебе «как бы нравится» история), а потом окажется, что ты терпеть не можешь перебирать нудные бумажки и общаться с людьми.
Трудности профессионального самоопределения возникают обычно у двух категорий ребят. Первые пока не нашли для себя в этой жизни ничего интересного. Так сложилось, что учителя не сумели привить им любовь к каким-либо учебным предметам, а таланты еще «зарыты в землю». Такие ребята могут хорошо учиться, но они ничем не увлекаются, жизнь их довольно скучна или просто монотонна. Вот и не могут они определиться, чем хотелось бы заниматься — потому что из всего, что окружает их в мире, ничто не влечет особенно. Да и из чего выбирать? Как правило, они не знают, кем работает их папа, кто такой ихтиолог — и вообще мало ориентируются в мире профессий. Вторая категория ребят очень активна и в учебе, и в различных других формах деятельности. Им интересно все, они посещают одновременно три кружка, пять факультативов и десять спортивных секций. Более того, у них все получается. Как говорится, если человек талантлив — он талантлив во всем. За что ни возьмется этот чудо-ребенок — во всем добивается успеха. Однако... он тоже не может определить, что нравится ему больше, с чем он хотел бы связать свою жизнь.
Как же разобраться в себе? Психологи считают, что при выборе профессии очень важно соответствие между психологическими особенностями человека и характеристиками будущей работы. Профессия должна быть интересна.
Любая профессия требует, чтобы у человека присутствовали так называемые «профессионально важные качества», например, корректору важно внимание, художнику — образное мышление и т. д. Поэтому, выбирая
определенную профессию, важно осознать, есть ли способности, отвечающие профессионально важным качествам. В ситуации сомнения нужно выбирать ту профессию, где способности будут максимально реализованы.
Наконец, тип реализуемой профессиональной деятельности должен совпадать с личностным, характерологическим типом. Скажем, если человек общителен — ему больше подойдут профессии, связанные с многочисленными контактами, а если эмоционально неустойчив, то он не сможет выполнять рутинные виды деятельности, требующие концентрации в течение длительного времени.
Итак, для того чтобы выбрать профессию, необходимо прежде всего познать себя. В этом поможет нехитрое упражнение: посмотреть на себя глазами другого человека. Нужно попытаться объяснить свои поступки так, как это сделал бы другой человек — не зная истинных мотивов.
В подростковом возрасте характер пока только формируется. Психические свойства человека (будь то способности, интересы или черты характера) — исключительно гибкие, изменяющиеся качества. Известно немало случаев, когда человеку, не имеющему способностей к музыке, но страстно желающему ею заниматься, удавалось развить музыкальный слух. Главное — интерес. Способности формируются в деятельности. С другой стороны, интерес — вещь тоже не совсем устойчивая. Множество ребят думают, что любят какой-то учебный предмет, а на самом деле им очень нравится учитель. Кроме того, трудно понять, понравится ли подростку психология или та же экономика — ведь в школе он не изучал ничего подобного... Для того чтоб не ошибиться, надо расширять кругозор по отношению к миру профессий.
Итак, разобравшись в своих способностях, интересах и личностных чертах, подросток приступает к выбору уже не профессии, а вуза или факультета. Принятие решения должно основываться на многих факторах уже не психологического характера: репутация вуза и конкурс, мнение друзей, родителей, стоимость обучения. Более того, профессия должна приносить удовольствие и обеспечивать максимальную реализацию возможностей (польза обществу).
Профориентационное занятие для учащихся 9-х классов «В мире профессий»
Цели занятия:
Обучающая – формирование ответственного отношения к выбору профессионального пути через актуализацию имеющихся знаний и получения информации о мире профессий; помочь участникам показать свои знания о профессиях и применить их при решении профессиональной ситуации.
Развивающая – развитие логического мышления, умения анализировать, работать в группе, презентовать себя.
Воспитывающая – уважительное отношение к мнению других, корректность высказываний.
Предварительная подготовка: анкетирование учащихся для изучения профессиональной направленности учащихся (приложение 1).
Оборудование:
Компьютер с мультимедийной установкой. (презентация)
Результаты анкетирования.
Схема «Выбор профессии» (сборная).
Сигнальные карточки.
Карточки с ситуациями.
Бланки с правилами выбора профессии.
Таблица для оценок.
Список профессий.
Столы и стулья для работы.
Визитки с именами участников.
Листы бумаги, формат А3, фломастеры или маркеры, скотч, ножницы.
Условия проведения: Оптимальное количество участников – 10-12 человек. Рекомендуется проводить занятие в кругу и в группах.
Продолжительность занятия: 40-60 минут в зависимости от уровня подготовленности участников и других конкретных обстоятельств работы.
План занятия:
Вводная часть:
Знакомство;
Сплочение группы;
Мотивирующая беседа.
Основная часть:
Правила выбора профессии;
Игра «Угадай профессию»
Заключительная часть:
Подведение итогов;
Рефлексия.
Ход занятия
1. Вводная часть.
«Знакомство»
Участники сидят в кругу.
Ведущий: Здравствуйте! Я педагог-психолог. Зовут меня Светлана Викторовна. Сегодня мы с вами проведем занятие по психологии, которое называется «В мире профессий».
Вы ребята учитесь в 9 классе, скоро окончите основную школу, наверняка перед многими из вас встает вопрос «А, что мне делать дальше?». Вы все наверняка помните стихи:
«У меня растут года,
Будет мне семнадцать.
Где работать мне тогда,
Чем заниматься?»
Цель нашего занятия, в виде деловой игры помочь вам сделать правильный выбор.
Во время этого занятия вы сможете:
получить информацию о правилах выбора профессии;
показать и расширить свои знания о профессиях;
Проявить себя при решении профессиональных ситуаций.
Начнем мы с вами занятие с разминки, игра называется «Визитная карточка».
Игра «Визитная карточка»
Цель: сплочение группы.
Ведущий: Накануне мы с вами провели анкету по профессиональному выбору. Данные этой анкеты позволили мне многое о вас узнать. По результатам анкеты у нас были выделены следующие группы участников(…..) Эти данные вы можете увидеть на экране:
Медицина:
Юриспруденция и менеджмент:
Люди делающие нашу жизнь лучше:
В зависимости от выделенных групп мы с вами разделимся.
Теперь вам необходимо представить свои профессии в командах в виде визитной карточки. На подготовку дается 3 минуты. Визитная карточка должна быть на 2 минуты. Свои визитные карточки участники изображают на листах бумаги или в устной форме, а затем представляют.
Каждая команда должна дать экспертную оценку работе другой команды (инструкции на столе) (приложение 2)
– Молодцы! Все хорошо поработали, достаточно грамотно представили свои профессии.
Мотивирующая беседа.
Ведущий: Вы сейчас вступили в период жизни, когда необходимо принять решение по выбору своей будущей профессии. В настоящее время насчитывается более 40 тысяч профессий.
Как вы думаете, что необходимо учитывать при выборе профессии, чтобы не допустить ошибку? (ответы участников)
Теперь давайте обобщим сказанное вами.
Итак, первое, что необходимо учитывать при выборе профессии – это, что «надо» обществу (вывешивается на доску круг со словом «Надо»). То есть, это, значит, выбрать такую профессию, которая востребована на рынке труда.
Второе: что я «Могу». (вывешивается круг со словом «Могу» на доску и частично перекрывает первый круг). Это значит, что профессия должна быть доступна вам в силу ваших природных способностей и полученных знаний, умений и навыков.
Третье: что я «Хочу». (вывешивается круг со словом «Хочу»). То есть профессия должна приносить радость, удовлетворение и доход.
На нашей схеме вы видите, что желания, возможности и необходимость перекрывают друг друга и получаются зоны взаимодействия.
Зона оптимального выбора профессии:
Зона совпадений стремления личности с потребностями общества в кадрах;
Зона совпадений возможностей личности с потребностями общества в кадрах.
Зона совпадений возможности личности со стремлением личности.
«Выбор профессии»
2. Основная часть.
Правила выбора профессии.
Ведущий: Мы с вами определили, что необходимо учитывать при выборе будущей профессии. А теперь нам с вами предстоит ответственный момент определения правил выбора профессии. Для этого мы с вами разделимся на 3 команды и вы займете места за столами с соответствующими номерами.
У вас на столах имеются листы с правилами выбора профессии (приложение 3). Вам необходимо в течении 3 минут определить какие правила вы считаете необходимыми и обвести их номер в кружок. Затем каждая команда зачитывает свои правила (время для представления 2 минуты). Время пошло.
– Молодцы! Обе команды справились с заданием. Теперь давайте посмотрим на схему и еще раз повторим «Правила выбора будущей профессии».
Ведущий: При выборе профессии выпускники часто совершают ряд типичных ошибок.
Отношение к выбору профессии как к пожизненному делу, ориентация сразу на профессии высокой квалификации, высшее образование.
Предрассудок, что некоторые профессии считают недостойными.
Выбор профессии за компанию, чтобы не отставать.
Перенос отношения к представителю той или иной профессии на саму профессию.
Увлечение только внешней стороной профессии.
Неумение разобраться в своих личных качествах.
Незнание или недооценка своих физических особенностей, недостатков, существенных при выборе профессии.
Схема «Правила выбора профессии»
Игра «Угадай профессию».
Цель: Дать участникам возможность показать свои знания о профессиях и проявить себя при решении ситуации.
Ведущий: Французский философ Клод Гельвеций считал сознание и страсти человека главной движущей силой общественного развития, он утверждал: «Люди не рождаются, а становятся теми, кто они есть». Ваше становление еще идет. Вы себя строите и создаете сами.
Сейчас вам предоставляется возможность показать свои знания о профессиях и проявить себя при решении профессиональной ситуации.
А сейчас по очереди каждой команде я буду зачитывать профессиограмму, которая закодирована определенным растением.
В каждой профессиограмме 5 блоков информации. Вы поднимете сигнальную карточку или руку тогда, когда уверены в ответе.
Отвечаете на первый блок – получаете 5 баллов; на второй – 4 балла, на третий – 3 балла и т.д.
Если ошибаетесь, то получаете 0 баллов, в игре остаетесь.
На доске вывешен список профессий, который поможет вам в определении профессии, зашифрованной в профессиограмме (приложение 4)
Ведущий: Все команды хорошо справились с заданием, получали соответствующее количество баллов. А теперь у вас есть возможность заработать для своей команды дополнительные очки. Каждая команда получает профессиональную ситуацию, которую она должна решить. На решение ситуации дается 3-5 минут. После чего каждая команда должна представить свое решение. (приложение 5)
(Команды представляют свои ситуации).
Ведущий корректирует ответы, дополняет их.
Ведущий: Итак, ребята, подведем итоги. Каждая команда могла заработать 15 баллов. Анализируя вашу работу в течение занятия, я бы сделала вывод, что команда … более свободно ориентируется в мире профессий. У … команды оказалось на … очков больше. Поздравляем ее! Но та команда, которая набрала меньше очков пусть не переживает, ведь это только игра и у вас есть возможность больше узнать о профессиях, которые вызвали у вас затруднения.
3. Заключительная часть.
Заключительная беседа.
Ведущий: Шекспир когда-то заявил устами одного из героев пьесы «Как вам это нравится?»:
Весь мир театр.
В нем женщины, мужчины – все актеры.
У них есть выходы, уходы.
И каждый не одну играет роль...
Каждый из вас в течение жизни выполняет пять главных ролей: гражданина, семьянина, потребителя, собственника и труженика. Каждый из вас согласно статье 23 Всеобщей Декларации прав человека имеет право на труд, на свободный выбор работы.
Я желаю вам сделать правильный выбор, что бы будущая трудовая деятельность приносила вам радость и удовлетворение ежедневно.
Рефлексия.
Ведущий: А сейчас, прежде чем мы с вами попрощаемся, я прошу вас взять по одному листочку и приклеить на доску в зависимости от вашего выбора. Спасибо за работу
выбор профессии один из самых важных этапов в жизни человека, ведь большая часть времени бодрствования (около 60%) уходит на работу, подготовку и дорогу до нее. От специальности зависит, в каких кругах происходит общение и будут ли коллеги способствовать развитию личности.
Всего 22% рабочего населения довольны своей профессией (по данным опроса Райффайзенбанка в 2021 г.). Поэтому важно выбирать любимое направление деятельности для получения удовольствия от работы и достижения наивысших результатов, например, с помощью теста на профориентацию.
Часто сложно найти любимую профессию, особенно старшеклассникам — без реальной рабочей практики не понять истинный интерес к сфере. Но хуже окончить вуз и после осознать “это не мое”. Рекомендуем заранее попробовать поработать стажером и посмотреть, как в реальности происходит процесс и нравится ли он.
Неправильно выбранную профессиональную деятельность со временем будет сложно сменить из-за появившихся обязательств и сложности начать с нуля. Потребуется потратить много времени на переквалификацию, работу на начальных позициях.
Важно помнить: “Мир ускоряется”. И если раньше профессия чаще была одна и на всю жизнь, то сейчас, скорее всего, придется сменить несколько. Поэтому важно уметь адаптироваться и быть открытым к новому. На достижение высокого профессионализма требуется много времени. Андерс Эриксон из Университета штата Флорида, доказал теорию “для достижения мастерства в любом деле необходимо 10 000 часов упорной практики”.
Количество различных специальностей на данный момент – несколько тысяч, у каждой есть своя специфика, особенности. Чтобы не запутаться во всем этом многообразии и как‐то сузить поиски идеального направления, можно пройти тест на профориентацию и тест Голланда.
Все профессии можно разделить на несколько категорий:
человек (врачи, преподаватели, органы правопорядка, психологи, юристы)
природа (ветеринар, эколог, агроном, биолог, геолог)
техника (водитель, системный администратор, сварщик, токарь, автомеханик, плотник, электромонтер)
знаковая система (программист, бухгалтер, экономист, переводчик, математик)
художественные образы (дизайнер, художник, архитектор, актер, режиссер)
Чтобы сократить сферу поиска будущей профессии можно еще пройти тест на профессиональные интересы.
Подробнее о методике Е.А.Климова читайте в нашем блоге.
Авторы теста: Климов Е. А., Testometrika Team
Профориентация – комплекс психолого-педагогических мер, направленный на профессиональное самоопределение школьника.
Профориентация реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.
Цель профориентационной работы в школе:
- оказания профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности;
- выработка у школьников профессионального самоопределения в условиях свободы выбора сферы деятельности, в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.
Задачи профориентационной работы:
- получение данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся;
- выработка гибкой системы сотрудничества старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования.
Основные направления профессиональной ориентации учащихся:
- Профессиональной просвещение;
- Профессиональная диагностика;
- Профессиональная консультация
Этапы и содержание профориентационной работы в школе:
1-4 классы:
- Формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе;
- Развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую;
- Постепенное расширение представлений о мире профессионального труда;
5-7 классы:
- Развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности;
- Представления о собственных интересах и возможностях;
- Приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики.
8-9 классы:
- Групповое и индивидуальное профконсультирование, с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения;
- Профессиональное самопознание;
10-11 классы:
- Коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.
Направления и формы профориентационной работы в школе:
- Оформление уголка по профориентации, странички на школьном сайте в разделе «Профориентация».
- Осуществление взаимодействия с учреждениями дополнительного образования, профориентационными центрами.
Работа с учащимися:
- Профориентационные мероприятия: викторины, беседы, тематические классные часы, цикл занятий («Профессиональное самопознание» 9 класс) и др.;
- Тестирования и анкетирования учащихся, с целью выявления профнаправленности;
- Консультации по выбору профиля обучения (инд., групп.).
- Расширение знаний в рамках школьных предметов (технология 5-7 классы, ИКТ 7-11 классы и др.);
- Организация и проведение экскурсий в учебные заведения, на предприятия; посещения дней открытых дверей учебных заведений;
- Встречи с представителями предприятий, учебных заведений;
- Участие в конкурсах декоративно-прикладного и технического творчества. Привлечение к занятиям в кружках и спортивных секциях в школе в учреждениях дополнительного образования;
- Проведение недель по профориентации, конкурсов по профессии, конференций.
Работа с родителями:
- Проведение родительских собраний (общешкольных, классных);
- Индивидуальные консультации с родителями по вопросу выбора профессий, учебного заведения учащимися.
Перспективы профориентационной работы:
- Выработка системы тесного сотрудничества старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования, а также с предприятиями города;
- Организация взаимосвязи школы, семьи, профессиональных учебных заведений, центров профориентации молодежи, службы занятости, общественных молодежных организаций;
- Привлечение родителей учащихся для профориентационной работы;
- Избрание родительского комитета школы из представителей родительских комитетов классов, наиболее активных родителей учащихся, готовых в сотрудничестве с учителями оказывать педагогическую поддержку самоопределения школьников;
- Пополнение библиотечного фонда литературной по профориентации и трудовому обучению;
- Создание из числа старшеклассников группы профинформаторов для работы с младшими школьниками;
- Разработать рекомендации классным руководителям по планированию профориентационной работы с учащимися различных возрастных групп;
- Организация для педагогов и классных руководителей циклов занятий, семинаров по профориентационной работе с учащимися.